На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новостной Журнал

4 358 подписчиков

CША отказываются от F-35

Удивительные вести приходят из-за океана. После многолетней кампании по раскрутке F-35 в качестве истребителя будущего, американские военные допустили крамольную мысль о том, чтобы часть функций от этого суперистребителя передать узкоспециализированному самолету.

Напомню, F-35 задумывался как малозаметный истребитель-бомбардировщик с функциями штурмовика. Этакий мастер на все руки. Тридцатьпятый должен был уметь с одинаковой легкостью взлетать вертикально, садиться на авианосец, завоевывать господство в воздухе, поддерживать наземные части и пользуясь своей малозаметностью, завоевывать господство в воздухе.

F-35

Естественно, универсальный самолет не получился. Точнее универсальным он получился, вот только толку от этого не много. Ради возможности взлетать вертикально пришлось порезать броню, ради малозаметности сократить боекомплект. В итоге получилось нечто, напоминающее самолет по виду, но пока еще до неприличия сырое, хотя и невероятно дорогое.

Возвращение блудного бородавочника

Время шло, террористы наглели, а русские грозили взять всю славу себе. Необходимо было как-то вступить в бой с ИГИЛ, а принятие на вооружение F-35 все откладывалось. Пришлось снова пускать в ход доживающие последние дни штурмовики А-10. И неожиданно оказалось, что эти машины еще на многое способны.

Знаменитые «Бородавочники» уже не первый раз оказались в подобной ситуации. В конце восьмидесятых их уже готовились списывать со счетов, но кстати подвернувшаяся «Буря в пустыне» показала, что для борьбы с наземными силами противника палубных истребителей F/A-18 недостаточно. Необходим штурмовик — не очень быстрый, но бронированный самолет непосредственной огневой поддержки. Вертолеты хоть и обладают схожими функциями, но нишу штурмовой авиации перекрывают не полностью.

A-10

А-10 вернулись в строй и спокойно просуществовали в американских ВВС еще 20 лет. А дальше у самолета начались неприятности. На пятки начал наступать конкурент в лице F-35. Поначалу считалось, что американский истребитель пятого поколения полностью заменит устаревших «Бородавочников». ВВС США уже попрощались с А-10, но история совершила знакомый кульбит. Понадобился именно штурмовик для борьбы с малоразмерными подвижными наземными целями, послали А-10 и, убедившись в профпригодности данного самолета, продлили ему срок эксплуатации.

Не попилишь — не поешь

Однако традиции освоения бюджета по-американски дают о себе знать. Пентагон задумался над тем, чтобы приобрести новый штурмовик, который бы вобрал в себя все лучшее, что есть в А-10.

В отличие от вооруженного 25-мм. пушкой F-35, А-20 несет 35 мм. орудие. Это позволяет штурмовику эффективнее поражать наземные цели, что, собственно, и является его основной задачей. Подобное орудие предполагается установить и на новый штурмовик. Также будущий самолет обязан иметь возможность использовать широчайший спектр боеприпасов. Естественно штурмовик не может обойтись без бронирования, а так же должен обладать отличным обзором, чего F-35 несколько нехватает.

Такие требования к новому штурмовику выдвинул глава штаба ВВС США генерал Марк Уэлш. Одновременно с этим он потребовал и чтобы самолет получился недорогим, но это стандартное требование к любым американским военным разработкам, которое не мешает бюджету будущей технической новинки разрастаться по мере приближения проекта к завершению.

Пока неизвестно, будет ли новая машина базироваться на самом А-10, или за основу возьмут прототип T-X от Рейтон. Возможно даже, что прототипом будущего штурмовика станет бразильский турбовинтовой EMB-314 Super Tucano, но это было бы совсем экзотично.

EMB-314 Super Tucano

Как бы то ни было, интересен в этом в первую очередь сам факт отказа перспективному F-35 в роли штурмовика. Сверхраскрученный истребитель начинает потихоньку сдавать позиции. Это действительно разумно, поскольку лайтинг объективно не тянет все возложенные на него роли. Но довольно странно, потому как подобные решения создают антирекламу F-35, от массовых закупок которого и так постепенно отказываются бывшие пайщики.

 

© Автор: Григорий Романович Ажданин

Картина дня

наверх