Нашумевший и ранее отклоненный заонопроект о запрете на рекламу лекарственных препаратов вновь внесен в Госдуму. Его автор депутат Антон Белякков уверен, что «забракованный» ранее правительством Владимира Путина законопроект поддержит новый состав Кабинета министров. Если это произойдет, то «похудевшие» от антиалкогольных и антитабачных законов СМИ и рекламные агентства ожидают миллиардные убытки.
При этом эксперты прогнозируют, что такой закон приведет к прямо противоположному своим целям эффекту: количество негативных последствий от самолечения только увеличится из-за появления неконтролируемой нелегальной рекламы лекарств. Но главное, что новая «доза» закона затормозит развитие фармацевтического рынка, который активно рос последние восемь лет. В таком случае Минпромторгу придется пересмотреть свою программу развития фармацевтической отрасли.
Тему о запрете рекламы безрецептурных лекарств в общественно-политических СМИ «гоняют» по политическому полю с 2003 года. Поначалу ее активно использовала на выборах ЛДПР, а законодательно оформила и внесла в Госдуму только в 2012 году (его, скорей всего, парламентарии отклонят, поскольку законопроект имеет отрицательное заключение правительства). В нынешнем виде законопроект «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе» и статью 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» внес на рассмотрение Госдумы депутат от «Справедливой России» Анатолий Беляков еще в 2009 году. Уже тогда было ясно, что судьба законопроекта будет непростой, поскольку в СМИ поговаривали о странных симпатиях бывшего министра здравоохранения РФ Татьяны Голиковой и ее мужа, также бывшего главы Минпромторга Виктора Христенко к крупнейшему в стране производителю лекарств - компании «Фармстандарт», в интересы которой вряд ли входили ограничения в продвижении продукции. В итоге законопроект «провисел» в Госдуме больше трех лет, получил в 2010 году отрицательное заключение Правительства РФ, и уже тогда был мысленно похоронен взволнованными поначалу СМИ, рекламистами и участниками рынка фармацевтики.
Гвоздем в крышку гроба можно было бы считать официальное снятие его с рассмотрения Госдумой 19 марта этого года. Но не тут-то было. За два дня до этого кабинет министров Дмитрия Медведева поручил министру здравоохранения Вероника Скворцовой и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву «до 20 мая 2013 года проработать вопрос о целесообразности запрета рекламы лекарственных препаратов в СМИ, в том числе электронных». Уже в мае министр осторожно обронила в СМИ, что «реклама лекарств должна исключаться». Хотя позднее директор Департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздрава России Елена Максимкина в своем выступлении отметила, что Минздрав против запрета рекламы: «Мы за упорядочение рекламы», - сказала она журналистам. В итоге позиция Минздрава до сих пор не ясна.
Между тем в минувшую пятницу, 5 июля, депутат Антон Беляков повторно внес свой законопроект на рассмотрение Госдумы, и он уверен, что Кабинет министров его поддержит.
«Ранее отрицательное заключение на мой законопроект давал прежний состав правительства. Сейчас Вероника Скворцова согласилась с моей позицией, - не без гордости сообщил «Эксперт Оnline» Антон Беляков. - Также помню, как прежний Минздравсоцразвития не соглашался с моей позицией по части включения кодеиносодержащих препаратов в число рецептурных. Хотя тогда их потребление выросло в 36 раз, поскольку из них делали дешевый наркотик «крокодил». Также было когда-то с моей инициативой о введении химической кастрации для педофилов – президент (Медведев – прим. Ред.) в итоге поддержал ее. Моя антиалкогольная инициатива тоже теперь носит статус закона – ну и что, что власть ее перехватила, мне не жалко. И здесь я уверен, что рано или поздно рекламу лекарств запретят».
С оглядкой на Запад
Законопроект о запрете рекламы нерецептурных лекарственных средств (НЛС) в сущности ни в чем не изменился с 2009 года. Он предполагает полный запрет на рекламу НЛС во всех СМИ, кроме специализированных, ориентированных на медиков. Так или иначе, он коснется 70% россиян, которые, по данным опроса фонда «Качество жизни» от 2010 года, при выборе лекарств руководствуются рекламой и советами знакомых, но не рекомендацией врачей.
Мотивировка законопроекта тоже прежняя: снизить число негативных последствий от самолечения граждан. В пояснительной записке к законопроекту сказано: «Результаты различных проведенных в России опросов показали, что только 13-20 % наших граждан посещают врача в случае болезни, около 58% россиян предпочитают самолечение… По данным отечественных токсикологов, более 60 тысяч россиян ежегодно умирает от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых навязывают потребителю печатные и телевизионные СМИ». При этом Антон Беляков опирается на международный опыт:
«Во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных лекарственных препаратов. При этом, многие европейские страны пошли дальше. В Швейцарии запрещена любая прямая реклама лекарственных препаратов. В Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов по ТВ и радио», - утверждается в пояснительной записке.
С ним категорический не согласен Виктор Дмитриев, генеральный директор
Ассоциации Российских фармацевтических производителей:
«Реклама безрецептурных лекарственных средств разрешена в большинстве стран ЕС и во всех странах СНГ. В Украине введен запрет на рекламу определенного перечня лекарств. В таких странах как Великобритания, Польша, Австрия, Казахстан, Киргизия и ряд других созданы регулирующие организации, в обязанности которых входит контроль над рекламой фармацевтических компаний. В США разрешена реклама рецептурных препаратов», - сообщил «Эксперт Оnline» Виктор Дмитриев.
Одним словом, сейчас вновь обострились споры четырехлетней давности. И в аргументах сторон, судя по всему, изменятся только цифры статистики.
«По мнению Всемирной организации здравоохранения, реклама для широких слоев населения должна оказывать помощь в принятии разумного решения относительно использования безрецептурных лекарственных средств, - говорит Виктор Дмитриев. - И в условиях возрастающего интереса населения к ответственному самолечению (а этому способствует далеко не только реклама), лишать потребителя одного из источников информации, обеспечивающих его конституционное право на получение информации, было бы неправильно. Другой вопрос, что этот источник должен быть добросовестным. Поэтому мы последовательно выступаем за эффективный контроль рекламы безрецептурных лекарственных средств».
Именно в этом заключалась позиция правительства РФ, «забраковавшего» прежний законопроект в 2010 году. Именно этим – правом граждан на информацию о лекарствах – аргументировал свой отказ что-либо делать для запрета рекламы лекарств ФАС.