На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новостной Журнал

4 357 подписчиков

Церковь и люди

Сегодня тема религии и веры поднимается очень часто. Как и было всегда, религиозные споры не менее популярны, чем политические. Но мало кто утруждает себя изучением истории того, что постоянно называют «корнями русской духовности». Обсуждать саму веру бессмысленно, но вот развитие православия-дело интересное!

«Общеизвестно», что начиналось все при князе Владимире, так называемое крещение Руси. Сам факт выбора надлежащей религии, описанный Нестором в «Повести временных лет», довольно сомнителен. Вначале перед князем предстают мусульмане, иудеи и католики, куце объясняют чего нельзя, а князь их ловко озадачивает каверзными вопросами. Затем заходят православные ребята и закатывают речь на пару часов. Надо думать, ещё спектакль в лицах показали! И отправляет Вова посланцев в Византию, поглядеть на христианские чудеса. То, что эти люди, судя по их описанию увиденного, больше на мартышек из леса походят, чем на послов, можно оставить за кадром. А вот зачем кого-то отправлять или призывать неких посланников, это любопытно!

Дело в том, что в Киеве того времени находились и православные соборы, и католические, и мечети, и даже иудеи присутствовали, наряду с язычниками. Это в принципе легко объяснимо. Город торговый, у разных купцов свои кварталы определены, вот гости и ставили свои молельные места. Самое обычное дело в те времена. Чтобы узнать подробности о религии, можно местного служителя культа спросить, у местных людей разузнать, а не заказывать послов из Рима или Константинополя… Но простим летописцу лишние краски и обратимся уже к истории непосредственно.

Из язычников в христиане.

Большинство уверено, что язычество, это некое единение с природой, естественное развитие, повышенные духовность и мораль. Блажен, кто верует… В реальности, довольно жутковатая вещь. Это та же религия со своим набором жесточайших табу и наказаний! Гораздо более жестких, чем в монотеизме, где главный Бог все понимает и максимально справедлив. Языческие боги суровы и беспощадным, а если и заняты чем-то, то соседи не замедлят правый суд совершить, чтобы негодяй не запятнал окружающих проклятием! Забыл хвалу очередному идолу справить, товарищ топориком по темечку и тюкнет-чтоб недород там или засуха какая не приключилась от гнева очередного божка…

Русское язычество столь же романизировано, как и средневековье. Простейший пример, кто не знает богатырей?! Защитники земли русской! Только вот дружины русские ничем не отличались от европейских отрядов баронов или графов. Так же беззаветно мучили крестьян и по сути, мало отличались от рэкетиров. Не стеснялись не только грабить, насиловать, убивать, но и в рабство соплеменников из других городов продавать…

Спроси у обывателя про язычество, кроме ромашек и хороводов не припомнит ничего. А ведь у язычества практикуются жертвоприношения, частенько человеческие. Так было везде: в Европе, в Африке, в Америке, в Азии и только на Руси, оказывается, исключительно венки плели… Нужно отметить, что в те времена вообще не считалось зазорным прирезать козу или чужеземца на капище. Археологию в этом моменте не обмануть, раскопки сигнализируют. Так что с миролюбием у древних славян было все в порядке-отсутствовало напрочь! Вообще, крайне тяжело поверить, что люди на грани выживания, а именно таковы тогдашние реалии существования, были избалованы морально-этическими комплексами. Нужно учитывать исторический момент. Это сейчас писать на площади нехорошо, а тогда биотуалетов недоставало…

Но вот началось «крещение Руси». Как себе представляют вообще это мероприятие люди? Пришли попы и уговорили в речке помыться под песнопения?! Скорее зашел дружинник с мечом и показал куда шагать! А после Киева, «христианизация» Руси ничем не отличалась от крестовых походов в Испании или Прибалтике. Насаждение религии-обязательный элемент тогдашней средневекой оккупации. И людей тогда положили немеряно, но смердов никто не считал в те времена…

Худо-бедно, язычество запретили и ввели христианство. С сохранением кое-каких местных традиций конечно. Чтобы переход помягче был. Играло ли православие значимую роль в раннее средневековье на Руси? Да никакой не играло, кроме чисто представительских функций. Русичи не стеснялись грабить Византию ровно так же, как русские православные города или мусульманские поселения булгар. Вера насилуемой девушки или угоняемого в рабство парня не интересовала никого… Никакой политической власти церковь также не имела.

Но далеко не каждый в монастырь шёл за покаянием и служением Богу! Ловкачей и грамотных бизнесменов хватало и тогда. Не нужно людей считать тупыми, если у них интернета не было… Постепенно, абсолютно идентично католической Европе, православная церковь набирает вес. Схема известная. Накапливается капитал: духовный, финансовый, человеческий. Собрался князь в поход-изволь благословление получить, без него вроде удачи не будет. Чтобы получить, денежку малую занеси. Нету? А мы поможем, за процентик от грабежа грядущего, ну или за деревеньку какую завалящую. Со времён Вавилона, Египта или Греции ничего не поменялось, кроме «адресата» молитвы и наименования «радетеля».

Из христиан в христиане.

Со временем, благодаря накопленным ресурсам (а отнюдь не усилившейся вере), русская православная церковь все больше вторгается в жизнь государства и общества. Если в 15-16 веках религиозные деятели это лишь значимые советники, духовники, то уже в 17-м они превращаются во влиятельных лиц. Церковь начинает строго делить людей на верующих и отщепенцев. И слово какого-нибудь настоятеля монастыря начинает перевешивать порой и боярское. Церковники постепенно все активнее вмешиваются в государственную жизнь. Ещё в «Смутное время» православие выступает лишь наблюдателем, а уже патриарх Никон (1605-1681) буквально выбивает из царя клятву не вмешиваться в дела церкви. Более того, патриарха начинают именовать «великим господином и государем»!  Никон решается на реформы церкви, которые приводят к расколу и появлению старообрядцев.

Сегодня старообрядцы представляются поборниками исконной русской веры, этакими суровыми и непоколебимыми мужиками, упорными и крайне трудолюбивыми. Но давайте посмотрим на православие тех лет. Оно АБСОЛЮТНО никакого отношения не имело к воспитанию духовности и морали населения! Это по-прежнему лишь набор многочисленных табу и ограничений, а не церковь в современном понимании. К моменту раскола давно прекратились даже проповеди! Богослужение вели кто во что горазд, закон Божий толковали каждый по-своему. Церковь выступала ревнителем традиций в обществе, но не стояла на страже русской духовности, а была сводом правил поведения в быту. Многие ошибочно относят это к моральному воспитанию, но не было самого главного-оценки церковью человеческих поступков. Скажет местный попик, что богоугодно и ладно, а про «подарочек» ему и вспоминать-то греховно!

Проблема воспитания русской духовности волновала не только церковников, даже скорее основная масса переживающий была обычными мирянами. Никон тоже не один на царя «наезжал», а имел мощную светскую поддержку. Что же его реформы дали России?! Одним из главных нововведений стала унификация церкви и толкований священных текстов. Другими словами, вводилось однообразное «хорошо» и единое «плохо». Появилась жёсткая централизация церкви. Местные священники потеряли изрядную долю влияния. Именно это, а не сакральные «традиции отцов» стали причиной раскола!

Представьте себе, что в мелкий городок за Волгой приходит грозный циркуляр: мздоимство нельзя, самому говорить за Бога нельзя, нужно строго вести все службы и выполнять все указания «областного начальства», а будешь плохо себя вести-уволим из рядов! Чтобы вы сделали на месте священника, лишаясь практически всей власти и дохода?! Бунт конечно!!! Собрать прихожан и объявить, что москвичи там совсем оборзели, а Бог велит жить по-старому… Времена суровые, люди в провинции тёмные, многие верили. Так вот старообрядцы и появились, без всякой романтики. Ни грамма позитивного они не несли.

Кроме чисто религиозных моментов, реформы Никона стали первой борьбой за равноправие на Руси. Таким странным фактом, как изменение иконостаса. Мало кто знает, что до этого момента, женщина была вообще никто, хуже скотины. Она даже молиться в церкви не могла с мужчинами. Причём это не только селянок касалось, но и царицы! С этого момента исчезает не только женская половина в церкви, но и в быту. Конечно, говорить о положении принцесс не приходится, но и от «вещи» уже далеко. Ревнителям «исконного православия» советую присмотреться к законам шариата!  Сурово? А эти законы мало отличаются от русских традиций. Разве что косынки вместо паранджи… Даже такой интересный официальный момент: можно бить бабу палкой, если палка не толще большого пальца. Измеряли на глазок.

Только с этого момента начинается развитие русской православной церкви, как инструмента воспитания в населении морали и духовности. Централизация позволила не только ввести стандарты, но и заставить священнослужителей не исключительно предаваться самосозерцанию или регулировать запреты, а начать настоящее внедрение в массы определённых ценностей, которые и определили на многие века развитие России. Впервые церковников обязали обучать людей морали и грамоте. При всей моей нелюбви к религии, православие много сделало для людей. Не вера сделала, а различные церковные деятели, которые были не только патриотами своей страны, но и подлинными радетелями за людей.

Немалый вклад церковь внесла в воспитание русских воинских традиций. Большая часть качеств, которые сегодня являются определяющими для русского солдата, вовсе не были изначальными. Более того, к чести русской церкви нужно сказать, что в минуты тяжких годин, среди священников было гораздо меньше предателей, чем среди светских «патриотов». Церковь всегда вставала на сторону своей Родины. И морально, и физически, и материально.

Из христиан в современность.

С началом Перестройки и особенно после развала СССР, появилось великое множество альтернативных верований. Помимо различных сект, широко известны два направления: старообрядство и староверие. Что характерно, современные адепты мало что могут сказать об отличиях или особенностях своих «исконных верованиий». Это лишь модные течения. Большинство совершенно не отдаёт себе отчёта, что «старинные истины» не более, чем новодел, рассчитанный на впечатлительную публику и ничем не отличается от «откровений» представителей сектантов.

Конечно, историю православия не рассказать в двух словах. Она не менее сложна и многогранна, чем история России. Сегодня церковь считают чуть ли ни панацеей от всех бед. Так не бывает! И многие не отдают себе отчёта, что церковь меняется вместе с обществом и только общество определяет свои ценности, а не религия, которая только подстраиваться под людей…

Алексей Ануфриев

источник

Картина дня

наверх